Алая Маска. Премьера вторая.Итак, прошло уже почти ровно три года с момента, когда я в первый раз посмотрел "Алую Маску". Восхищение мое той постановкой, я помню до сих пор. Три года я ждал когда же, наконец, будет следующий полноценный показ, а еще по возможности ходил на все капустники, где показывали отдельные сцены. И каждый раз я был доволен) Менялся актерский состав, появлялись новые арии и все это мне нравилось. Но когда я увидел запись "АМ" с новогодней презентации мюзиклов, так как на саму презентацию, увы, не попал, то честно говоря, с большой настороженностью отнесся к новым идеям Джема. В субботу я все же сходил на премьеру этой новой версии. Я не могу сказать, что это был полный восторг. Не могу сказать и того, что я недоволен.
Общее впечатление такого: постановка очень и очень качественная, масштабная, сложная и яркая. Это именно то, что я люблю в творчестве Джема. Мне кажется, что если бы Джем снимал кино, а не ставил бы мюзиклы, то его картины получались бы похожими на "Дом летающих кинжалов" по красочности, на "Город Грехов" по атмосферности, и на "Властелин Колец" по масштабности. Почему? Потому, что и у Темного Ангела, и особенно у "Алой Маски" сильнейший визуальный ряд. Я словами не передам, то как выглядит сцена того же городского праздника: огромное количество персонажей, у каждого из которых свой характер, в ярких красивых костюмах танцуют и поют, а чтобы разглядеть их всех надо смотреть не отрываясь и несколько раз: так как действия столько, что глаз не хватает, в хорошем смысле. Вот там танцует синяя маска, вот поет красная, там смеется Джокер, а вот уже горожане весело пляшут, а между ними снова маски, меняется свет, все замирает - есть пара секунд увидеть всю картину, и снова "хоровод и тарарам" персонажей.... С этой точки зрения постановка, не побоюсь этого слова, шедевр.
Но не из одних красок состоит "Алая Маска". Прошу меня простить за излишнюю, наверное, прямоту, с которой я дальше буду высказывать свое мнение. Я никого не хочу обидеть и не считаю, что мое мнение абсолютная истинна, но оно есть. Также скажу, что я очень консервативен по натуре и вряд ли смогу дать оценку без сравнения с предыдущими версиями мюзикла. С начала я опишу героев, а потом пожалуй сцены.
Персонажи:
читать дальшеКак всегда начинаю с рыцарей.
Старый Рыцарь в исполнении Алексея Чернова. Ну, что сказать... Алексей - умелый фехтовальщик, богатырского телосложения, кроме внушительных внешних данных обладает неплохим голосом и хорошо держится на сцене. С точки рения актерской работы мне понравилось: движения естественны, голос сильный, мужик не переигрывает. И лично для меня, он совсем не выбивается из почти полностью женского коллектива. Поэтому самого Алексея, я благодарю за сыгранную роль и никаких претензий к нему не имею.
Но к сожалению, я не могу сказать, что Алексей соотносится с моим представлением о Старом Рыцаре, которое сформировалось три года назад. Образ Алексея больше напомнил мне уставшего ландскнехта. Наемный старый солдат, прожженный ветеран, не лишенный морали, но только солдат. А солдат это не рыцарь. Прошлые варианты образа, где Старый Рыцарь представал именно разочаровавшимся крестоносцем мне был больше по душе. А лучшим исполнителем роли я считаю Ликс. Не в последнюю очередь из-за грима - шрам на щеке, вызывал у меня ассоциации о сарацинском копье пробившем топхельм в одной из битв за Святую Землю, а седая коса показывала, что возраст рыцаря уже около пятидесяти лет. Вот такого грима, как мне кажется, Алексею для полноты образа не хватало.
Молодой рыцарь - Елена Ковалева. Вот уж персонаж, который 3 года практически не меняется) Примерно одинаковые внешние данные исполнителей, архитипическое поведение и сильные параллели не то с молодыми падаванами джедаев, не то с Окитой) Окита как-то особенно проявился в сцене, где рыцарь обещает послужить принцу так хорошо как сможет. Но несмотря на кавайность в этих сценах, у Елены молодой рыцарь вышел наиболее мужественным из всех мной виденных. Пение также отличное, поэтому однозначный win!
Доктор Чума - Александр Зорин. Доктор не изменился, он все также замечательно смотрится на сцене, мне нравятся его движения, но в новой версии, но только говорит, а не поет. Увы, получается менее внушительно - все-таки когда Джем своим звучным голосом пел "Доктор Смерть я называюсь не таясь..." это было сильнее, и лучше сочеталось с музыкой. А еще почему-то поменялся костюм - нет той классной пелерины с красной каймой. Но это в сущности мелочь. Черная чума велика и страшна)
Леди Чума Поющая - Светлана "Honoo" Преображенская и Елизавета Киселева - Танцующая Леди Чума. О них, считаю, надо говорить вместе, так как это два лица одного персонажа. Девушки выступили великолепно, у них было множество сложных сцен, самая сильная конечно - "Страсть Алой Чумы", где совершенно неожиданно одна чума превращается в другую, да еще так, что различить их просто не получается! Замечательная работа.
И сразу же следующая пара - Танцующая и Поющая Невеста- Алена Ищенко и Елена "Armidel" Кондрашова. Не менее великолепная игра и слаженная работы. Сцена с зеркалом поставлена и исполнена так, что куда там "Призраку Оперы"! Такого уровня игры и пения, я по-моему еще не видел... Алена, уже давно радует нас своим талантом - она действительно неповторимая Танцующая невеста. А вот Елене вообще всяческая похвала - ее Невеста, пожалуй сильнейший главный персонаж в постановке. Это не то, что win, это божественный идеал! Чудо, а не персонаж. ИМХО, Елена по драматизму и эмоциональности на сцене, переиграла недавно виденную мною в одном спектакле Ольгу Прокофьеву. Или уж точно была не ниже. Так что делайте выводы. Еще раз, Алена, Елена - вы были гениальны!

Принц - Давид Шарковский. Мне не хотелось бы сильно критиковать дебютанта, с таким старанием исполнившего одну из самых сложных ролей. Арии принца трагичны и очень певучи, а человеку приходилось не только петь, но и танцевать, выполняя разные поддержки. Поэтому, глубокое мое уважение и благодарность Давиду за проделанную работу и пожелание продолжать совершенствоваться.
А что до меня, то больше всех в этой роли мне нравился Анарион) Вот такой вот я консерватор)
Призрак - поздравляю Джесс с изумительным призраком. Замечательный получился мерзавец
Что хочется отметить, так это абсолютно другую трактовку образа. Призрак старой версии, когда его играла Никелина, был злодеем печального образа. Это был чернокнижник боявшийся смерти и поначалу его действительно было жаль. Ну ровно д того момента, когда он решил убить всех живых, потому что ему все равно. В новой трактовке у призрака ярко проявляется высокомерие аристократа. Он крайне мизантропичен, он презрителен ко всем, кроме себя, а вот трагизм ушел вместе с надрывом. Я помню как в прошлых версиях Призрак с невыносимой болью говорил о том как ему плохо... Новый призрак хоть и говорит тоже самое, но скорее делает это напоказ - не столько искренне, сколько для того чтобы показать какой он несчастный. Что, лично у меня вызывает куда меньше симпатии. Разумеется это я об образе, так как Джесс играет замечательно. Внешне Призрак тоже изменился - он стал более реалистичен, и, увы, менее театрален: маска больше похожа на часть лица, волосы серо-сине-черные... Это неплохо, но перемена очень заметная. В целом больше похоже на призрака для фильма, чем на призрака для сцены.
Не могу не похвалить одного обаятельного Портосика, ой, то есть простите Коменданта, которого играет Ксения "Schun" Васильева. Комендант вышел на славу! Хотя не вполне понятно почему он комендант - более верным было бы звание кастелян или простите за мой польский каштелян. Персонаж великолепен, очень яркий и живой, хотя почти не поет. Замечательно поставлены движения и действия - одно то как он угощал рыцарей уже загляденье) Комендант это тоже win! А еще у него есть... Усыыыыыыы!!Маски:читать дальшеО, маски - это отдельная песня) Неожиданным было появление целой кучи приведений, которая в принципе была и раньше, но воспринималась как подтанцовка. Теперь маски это живые персонажи со смыслом характерами, и постоянно меняющимися ролями. Вот тут можно долго хвалить Джема. Это действительная замечательная идея, воплощенная в очаровательной игре актеров. Хотя в либретто сказано, что маски это некоторого рода темные духи, созданные не без участия Призрака, в постановке они смотрятся не только как его свита (видали Воланда?!), но и как горожане на карнавале. Маски однозначно самое классное и лучшее нововведение - а уж какая работа! И петь, и танцевать одновременно это очень сложно! Но и с тем, и с другим наши маски справились на отлично!
Замечательные яркие костюмы, особенно у Маттачино - сама маска малость жутковата, но золото на синем смотрится великолепно и в крупных сценах чаще других попадается на глаза.
Очень видная маска у Джокера - Джем, ты с накрашенными губами в этой маске насмешлив и зловещ как сатана! Я тебе клянусь! Жуть! То есть оно прекрасно, но все равно жуть!
Ньяга, Баута, Моретта - тоже очаровательны и красивы Voron, Arete, Ryuran вы молодцы!
Но среди масок мой фаворит и любовь это безусловно Кот! И дело не только в том, что я люблю котов) Просто Кот был идеален. Идеален во всем! Шикарнейший костюм в два цвета - черно-белый, совмещающий элементы европейского платья и кошачьего облика, с пушистым белым хвостом, отменная кошачья пластика и красивое пение, все это делает Кота, моей любимой маской. А как трогательно он признавался в любви к Моретте! Елена "Schuldig" Болдырева, спасибо тебе большое за такое чудо! Кошачья роль идет тебе как никому другому, кроме, наверное, Арнакши, но в этот раз на сцене единственным и неповторимым Котом была ты! И ты была прекрасна! А еще ты и без маски очаровательна и кавайна)))
Отдельные сцены:
читать дальше
В новой Алой Маске появилось много новых сцен. И мне даже кажется, что слишком много. Постановка занимает больше времени, и некоторые моменты я нахожу затянутыми. Другие же напротив встали на свое место как кусочки пазла и дополнили картину. Очень понравились и запомнились сцены:
1) Гуляние в начале - ну об этом я уже писал. Просто шедевр и феерия. И кстати, я забыл упомянуть танцоров, которые выложились по полной и без которых, мы бы не увидели всей этой красоты. Кордебалет был как всегда в ударе!
2) Невеста перед зеркалом - тоже упоминал. Тоже шедевр, лучше раскрывающий сюжетную линию.
3) Смерть Невесты - грустная, тяжелая сцена, хорошо поставленная. Теперь зрителю не надо додумывать как умирала Невеста. Все показано.
4) Торжество Призрака - неожиданный эпизод, классно смотрится благодаря маскам. Правда, момент где маски качают Призрака на руках как-то показался довольно если не забавным, то наивным. И я к сожалению не помню к этому или другому моменту относится сцена, где маски припевом произносят "Выход!".
5) Господин Страх - отличная мрачная, атмосферная песня масок. Не сильно влияет на сюжет, но передает атмосферу. "Но каждый хоть раз его имя держал на устах: Господин Страх!" Супер!
А вот последняя сцена с пьяной и отчаявшейся челядью, которая почти повторяет ту, где они пьют за друзей по-моему лишняя. Она занимает время, но не несет ничего нового. И еще мне не понравились переставленные старые сцены. Я имею ввиду сценографию. Где-то она усложнилась, где-то наоборот была упрощена и постановке это, на пользу не пошло. Теперь подробнее:
1) Рыцарская сцена "Кровь" по сути и в соответствии с текстом раньше была наставлением Старого Рыцаря Молодому. Сценография была простая, но наглядная - тренируясь в фехтовании молодой рыцарь часто увлекался атакой и проигрывал, а Старый показывал ему ошибки и заодно учил жизни. Заканчивалась сцена поклоном и дружеским объятием с уходом за кулисы. Все ложилось в ритм, все было понятно. Теперь к тренировке подключили гвардейцев и все получилось довольно сумбурно... Простите, но я описываю свои ощущения. Алексей хорошо фехтует, но удары ногой в щит слишком реалистичны, а разбрасывание четверых врагом разом слишком постановочно. Молодой рыцарь почему-то ведет себя как подлец и позволяет себе делать подножки едва ли не калеча солдат сюзерена, а честный бой постоянно сливает. Отчего? Не объясняется. Логика песни со сценой тоже не соотносится - если Старый Рыцарь учит молодого, то почему он дерется со всеми подряд? Не понятно. Да и круглые скандинавские щиты с плащами крестоносцев как-то не смотрятся. Причем, те кто смотрел эту сцену в первый раз даже не поняли, что это тренировка. Они восприняли это как странную драку.
2) Последний совет рыцарей перед боем с Чумой, превратился просто в разговор. Ни красивых переходов с мечами, ни гордого становления спиной к спине. Не понимаю, отчего достаточно простую и яркую сцену так урезали. Возможно потому, что после вытянутой вперед руки вызов Чумы на бой Старым Рыцарем был бы излишним. Сам вызов на бой хорошо написан и исполнен достойно, но мне кажется, он перегружает постановку.
3) Танец Чумы и Принца, увы, заменен постельной сценой. Сама сцена не плоха, и возможно даже лучше укладывается в концепт, но танец был зрелищней. Хотя соглашусь, что танец больше подходит для концертной версии.
4) Бой Чумы и Старого Рыцаря проставлен хуже чем 3 года назад. У Доктора стало намного меньше движений, а у Рыцаря наоборот из больше. Увы, с движениями ушел и символизм. Раньше каждое действие Черной Чумы было иллюстрацией к словам. Чуме не нужен меч. Он словами смущает дух старого крестоносца. Это выглядит почти как беседа Теодена и Сарумана в ВК, это искушение христианина, испытание крепости веры. А на фразе "у вас друг мой есть время прошептать, что вам положено", Доктор перекрещивал рыцаря левой рукой! Это как нельзя лучше передавало, что Чума это демон. Демон богопротивный. И пройти он не мог потому, что рыцарский меч, служит христианскому воину распятием, проводником и символом веры, а вовсе не потому, что дух Чумы испугался стали. Увы, ничего из этого в новой версии не осталось. И идея сжечь Чуму свечой, мне тоже не понравилось. Во-первых свеча смотрится неубедительно тут уж скорее факел нужен, а во-вторых последний удар Старого Рыцаря со словами "Я знаю смерти нет! Гори, отрава!", это опять же скорее удар веры, а не физический. Тут скорее меч запылает как у ангела божественным огнем, а не огнем простой свечи. Да и исчезновение тела Старого Рыцаря мне не ясно. Когда он падал на колено и в позе молитвы застывал мертвым, выглядело куда поэтичнее чем то, что он дематериализовался вместе с Чумой.
5) Разговор Принца и Призрака. Я понимаю, что Принц был пьян, но его махание пустой бутылкой как в матросском кабаке, создает не мистический, а комический эффект. А сцена вроде бы совсем не смешная. Безвредный выпад шпагой был лучше.
Из того, что не понравилось это пожалуй все. Я прошу прощения, если оценка оказалась слишком резкой. Как я уже говорил это мое личное мнение. Вывод:
Хотя не все в новой постановке Алой Маски мне понравилось, спектаклем в целом я остался очень доволен. На последней сцене я все же аплодировал стоя) Хочу сказать еще раз спасибо огромное всем кто это делал, потому что проект получился грандиозным! Музыка, свет, работа технической команды, работа мастера по костюмам: все это выше всяких похвал. И еще браво нашему маэстро!
Браво, Джем!
