Donum Dei et maledictio transfero
крыша едет не спешаАфферентный синтез как специфический механизм функциональной системы подготовки к экзаменам
Всякому эффекту, рабочему или приспособительному результату (например, сдаче экзамена) обязательно предшествует стадия синтеза разнородных по качеству возбуждений.
Физиологический смысл любого из внешних и внутренних раздражений (нервы, советы преподавателей, билеты на руках) состоит в том, что оно может иметь или пусковой характер (например, сигнал к началу подготовки к экзаменам) или оно может быть своеобразным фактором, который подготавливает интегрированную реакцию (заставляет крепко задуматься).
Школой П.К. Анохина были выделены основные формы афферентации, из которых складывается стадия афферентного синтеза.
Доминирующая мотивация. Любой поведенческий акт направлен на удовлетворение потребности организма. (Ага, дипломом мой организм удовлетворится). Если потребности нет, то нет и избирательной системы возбуждений (например, можно вообще не поступать в институт). Трудно представить себе поведенческий акт без соответствующего побуждения. (мастерский пинок, например) Любая внешняя информация, попадающая в ЦНС, сопоставляется и оценивается “на весах” мотивации, доминирующей в данный момент. (Быть или не быть, спать или не спать...)
Доминирующая мотивация играет как бы роль фильтра, который отбирает нужное для удовлетворения потребности и отбрасывает лишние раздражители, неадекватные для исходной мотивационной установки. То есть в данный момент определяется значимость афферентной информации (желания поспать) для господствующих мотивационных возбуждений (подготовка к экзаменам). Она, т.е. доминирующая мотивация, подбирает информацию, необходимую для выработки решения к действию для получения соответствующего приспособительного эффекта. (Желание получить диплом сильнее, чем желание выспаться. Поэтому надо готовиться).
Обстановочная афферентация. Этот вид раздражении относится не только к стационарной обстановке, в которой осуществляется тот или иной поведенческий акт (дом, вуз), но включает большое число последовательных и одновременных раздражителей, которые в конечном итоге создают общую ситуацию для реализации действия (наличие интернета, книг, добрые однокурсники, написавшие шпоры...) Эти раздражители создают предпусковую интеграцию возбуждения, которая позволяет организму быть готовым к чтению и запоминанию этого бреда.
Пусковая афферентация Представляет собой стимул или условный раздражитель по И П. Павлову (Диплом, хорошая оценка...)
Память. Большую роль в афферентном синтезе играют механизмы памяти. Это прошлый опыт живого организма, как генетический, так и онтогенетический. (в данном случае - рассказы старших курсов об экзаменах у этого преподавателя, личный опыт сдачи экзаменов вообще и у этого преподавателя в частности)
Совокупность обстановочных (интернет, книги и шпоры) и пусковых (диплом на светлом горизонте) афферентаций тесно связана с мобилизацией из аппаратов памяти необходимых компонентов (что любит спрашивать этот преподаватель на экзаменах, какие цветы любит, какой предмет сдаём...), способных сделать поведенческий акт максимально точным.
Ориентировочный рефлекс. Синтетическая обработка притекающей информации была бы неполной, если бы все время не пополнялась активным процессом ориентировочно-исследовательского рефлекса. (собственно, неосознанное желание качать в свой мозг новую информацию - чистое любопытство, если хотите) Этот рефлекс имеет два нейрофизиологических компонента, корковый и подкорковый. Появление ориентировочного рефлекса связано с активацией гипоталамуса и ретикулярной формации, которые тонизируют кору больших полушарий мозга снизу вверх, а угашение его связано с активным корковым тормозным процессом, который идет сверху вниз. (сложные нейропсихологические термины)
Афферентный синтез не может иметь места без взаимодействия всех тех возбуждений, которые рождаются в рецепторных аппаратах, возникают на подкорковом уровне и затем в различных комбинациях поднимаются до клеток коры больших полушарий. Именно на уровне коры головного мозга происходит то наиболее полное взаимодействие восходящих возбуждений, в результате которого формируется цель действия.
На стадии афферентного синтеза происходит тесное взаимодействие мотивационных возбуждений (желание получить диплом) с возбуждениями, обусловленными действием на организм внешних обстановочных афферентаций (мудрые советы, шпоры в кармане) и специальных пусковых раздражений (мастерский пинок, нервы, совесть...). Это взаимодействие строится на основе доминантных взаимоотношений. В каждом конкретном случае может доминировать либо возбуждение, сформированное на основе внутренней потребности организма (желание учиться), либо обусловленное воздействием на организм внешних раздражителей (мастерский пинок). Каждое из этих возбуждений в построении целенаправленной деятельности использует механизм генетической и индивидуальной памяти (мы бежим от кнута к прянику, от пинков к диплому.).
Афферентный синтез чрезвычайно многогранен в тех случаях, когда формируется поведенческий акт. Ни один поступок и ни одна цель поведения не могут быть сформированы без предварительного сопоставления многочисленных внутренних и внешних сигнализаций организма, т.е. без афферентного синтеза. Стадия афферентного синтеза завершается принятием решения (подготовкой к экзаменам).
ПостскриптумА вообще, Пётр Кузьмич (Анохин, в смысле) очень любил слово "афферентный". И однокоренные ему тоже, да. И вот он даже ввёл понятие "обратная афферентация" в 1935 году. А если говорить простым языком - это оценка, или "а что я думаю по этому поводу...".
Анохин разделяет обратную афферентацию на 2 принципиально разных типа:
Направляющую движение, т.е. обратная афферентация от эффекторов (я увидела пироженое, поняла, что проголодалась, и пошла его покупать);
Результирующая афферентация, т.е. обратная афферентация от признаков самого результата действия (я уже купила пироженое, попробовала его и теперь думаю, достаточно ли оно утоляет голод, достаточно ли оно вкусное, соответствует ли цена качеству, и захочется ли мне покупать в следующий раз этот сорт сладостей).
Эту категорию обратных афферентаций можно разделить на две отдельные формы:
Поэтапная обратная афферентация, которая соответствует осуществлению определенного этапа данного поведенческого акта (или ещё это называют сопровождающим контролем, например, когда ты пытаешься назвать свою девушку другим именем, но в процессе понимаешь, что говоришь что-то не то и пытаешься выкрутиться из неприятной ситуации. Или я написал первую главу нового рассказа и думаю, а стоит ли вообще тратить своё время на эту ерунду).
“Санкционирующая” обратная афферентация, которая закрепляет наиболее успешную интеграцию афферентных возбуждений и завершает логическую функциональную единицу поведения (я уже выступил с докладом, но мне не понравилась реакция публики и я думаю, что в следующий раз я напишу доклад поинтереснее, буду читать его не так монотонно, приведу более яркие примеры и буду говорить громче, чтобы не навевать одним своим видом сон).
Всякому эффекту, рабочему или приспособительному результату (например, сдаче экзамена) обязательно предшествует стадия синтеза разнородных по качеству возбуждений.
Физиологический смысл любого из внешних и внутренних раздражений (нервы, советы преподавателей, билеты на руках) состоит в том, что оно может иметь или пусковой характер (например, сигнал к началу подготовки к экзаменам) или оно может быть своеобразным фактором, который подготавливает интегрированную реакцию (заставляет крепко задуматься).
Школой П.К. Анохина были выделены основные формы афферентации, из которых складывается стадия афферентного синтеза.
Доминирующая мотивация. Любой поведенческий акт направлен на удовлетворение потребности организма. (Ага, дипломом мой организм удовлетворится). Если потребности нет, то нет и избирательной системы возбуждений (например, можно вообще не поступать в институт). Трудно представить себе поведенческий акт без соответствующего побуждения. (мастерский пинок, например) Любая внешняя информация, попадающая в ЦНС, сопоставляется и оценивается “на весах” мотивации, доминирующей в данный момент. (Быть или не быть, спать или не спать...)
Доминирующая мотивация играет как бы роль фильтра, который отбирает нужное для удовлетворения потребности и отбрасывает лишние раздражители, неадекватные для исходной мотивационной установки. То есть в данный момент определяется значимость афферентной информации (желания поспать) для господствующих мотивационных возбуждений (подготовка к экзаменам). Она, т.е. доминирующая мотивация, подбирает информацию, необходимую для выработки решения к действию для получения соответствующего приспособительного эффекта. (Желание получить диплом сильнее, чем желание выспаться. Поэтому надо готовиться).
Обстановочная афферентация. Этот вид раздражении относится не только к стационарной обстановке, в которой осуществляется тот или иной поведенческий акт (дом, вуз), но включает большое число последовательных и одновременных раздражителей, которые в конечном итоге создают общую ситуацию для реализации действия (наличие интернета, книг, добрые однокурсники, написавшие шпоры...) Эти раздражители создают предпусковую интеграцию возбуждения, которая позволяет организму быть готовым к чтению и запоминанию этого бреда.
Пусковая афферентация Представляет собой стимул или условный раздражитель по И П. Павлову (Диплом, хорошая оценка...)
Память. Большую роль в афферентном синтезе играют механизмы памяти. Это прошлый опыт живого организма, как генетический, так и онтогенетический. (в данном случае - рассказы старших курсов об экзаменах у этого преподавателя, личный опыт сдачи экзаменов вообще и у этого преподавателя в частности)
Совокупность обстановочных (интернет, книги и шпоры) и пусковых (диплом на светлом горизонте) афферентаций тесно связана с мобилизацией из аппаратов памяти необходимых компонентов (что любит спрашивать этот преподаватель на экзаменах, какие цветы любит, какой предмет сдаём...), способных сделать поведенческий акт максимально точным.
Ориентировочный рефлекс. Синтетическая обработка притекающей информации была бы неполной, если бы все время не пополнялась активным процессом ориентировочно-исследовательского рефлекса. (собственно, неосознанное желание качать в свой мозг новую информацию - чистое любопытство, если хотите) Этот рефлекс имеет два нейрофизиологических компонента, корковый и подкорковый. Появление ориентировочного рефлекса связано с активацией гипоталамуса и ретикулярной формации, которые тонизируют кору больших полушарий мозга снизу вверх, а угашение его связано с активным корковым тормозным процессом, который идет сверху вниз. (сложные нейропсихологические термины)
Афферентный синтез не может иметь места без взаимодействия всех тех возбуждений, которые рождаются в рецепторных аппаратах, возникают на подкорковом уровне и затем в различных комбинациях поднимаются до клеток коры больших полушарий. Именно на уровне коры головного мозга происходит то наиболее полное взаимодействие восходящих возбуждений, в результате которого формируется цель действия.
На стадии афферентного синтеза происходит тесное взаимодействие мотивационных возбуждений (желание получить диплом) с возбуждениями, обусловленными действием на организм внешних обстановочных афферентаций (мудрые советы, шпоры в кармане) и специальных пусковых раздражений (мастерский пинок, нервы, совесть...). Это взаимодействие строится на основе доминантных взаимоотношений. В каждом конкретном случае может доминировать либо возбуждение, сформированное на основе внутренней потребности организма (желание учиться), либо обусловленное воздействием на организм внешних раздражителей (мастерский пинок). Каждое из этих возбуждений в построении целенаправленной деятельности использует механизм генетической и индивидуальной памяти (мы бежим от кнута к прянику, от пинков к диплому.).
Афферентный синтез чрезвычайно многогранен в тех случаях, когда формируется поведенческий акт. Ни один поступок и ни одна цель поведения не могут быть сформированы без предварительного сопоставления многочисленных внутренних и внешних сигнализаций организма, т.е. без афферентного синтеза. Стадия афферентного синтеза завершается принятием решения (подготовкой к экзаменам).
ПостскриптумА вообще, Пётр Кузьмич (Анохин, в смысле) очень любил слово "афферентный". И однокоренные ему тоже, да. И вот он даже ввёл понятие "обратная афферентация" в 1935 году. А если говорить простым языком - это оценка, или "а что я думаю по этому поводу...".
Анохин разделяет обратную афферентацию на 2 принципиально разных типа:
Направляющую движение, т.е. обратная афферентация от эффекторов (я увидела пироженое, поняла, что проголодалась, и пошла его покупать);
Результирующая афферентация, т.е. обратная афферентация от признаков самого результата действия (я уже купила пироженое, попробовала его и теперь думаю, достаточно ли оно утоляет голод, достаточно ли оно вкусное, соответствует ли цена качеству, и захочется ли мне покупать в следующий раз этот сорт сладостей).
Эту категорию обратных афферентаций можно разделить на две отдельные формы:
Поэтапная обратная афферентация, которая соответствует осуществлению определенного этапа данного поведенческого акта (или ещё это называют сопровождающим контролем, например, когда ты пытаешься назвать свою девушку другим именем, но в процессе понимаешь, что говоришь что-то не то и пытаешься выкрутиться из неприятной ситуации. Или я написал первую главу нового рассказа и думаю, а стоит ли вообще тратить своё время на эту ерунду).
“Санкционирующая” обратная афферентация, которая закрепляет наиболее успешную интеграцию афферентных возбуждений и завершает логическую функциональную единицу поведения (я уже выступил с докладом, но мне не понравилась реакция публики и я думаю, что в следующий раз я напишу доклад поинтереснее, буду читать его не так монотонно, приведу более яркие примеры и буду говорить громче, чтобы не навевать одним своим видом сон).
@темы: УбиццаЧемПопало, маразм, учеба